статьи

 

ЯНА ПОКЛАД
НЕ ТОЛЬКО НОСТАЛЬГИЯ - ВЕРА В БУДУЩЕЕ
Евграф Кончин
«Холст, как мер вечности». Живопись-инфо.
Москва, 2009 год

 

Интересное явление – на твоих глазах рождается художник. Природное дарование, в какой-то мере уже отшлифованное институтской выучкой, ученические «студии», многочисленные пленэрные этюды превращаются в первые вводные самостоятельные шаги. Первые работы, но какие многозначительные, многообещающие, предопределяющие твердую поступь к своей теме, к своим замыслам, к своим свершениям. И вот из этих холстов рождается, а быть может, родился сегодняшний творчески-личностный характер.

 

Яна Николаевна молода. Родилась в Калининграде (теперь – Королеве) Московской области. Вначале была изостудия Дворца культуры. Затем Московское театральное художественно-техническое училище, по специальности художник-бутафор. Через десять лет поступила в Московский Художественный институт имени В.И.Сурикова, который окончила в 2002 году. Профессиональную школу прошла у Н.Андронова, В.Сидорова, Ю.Шишкова, Г.Незнайкина, М.Абакумова, С.Смирнова, С.Сиренко. 

В те же годы бралась за серьезные работы. Исполнила картины о женщинах-рыбачках, с которыми познакомилась на своей деревенской даче на реке Нерль. Хорошие, красивые, грамотные работы, с интересной цветовой разработкой, легкой, свободной. Правда, с влиянием Николая Ивановича Андронова. Но это я считаю достоинством. Его школа была плодотворной, и ею справедливо гордятся его питомцы и последователи.

Тверскими своими пейзажами Яна отдавала дань уже другому учителю – Валентину Михайловичу Сидорову. Его прозрачная зелень лесов и голубая трепетность рек, и бездонность летнего неба. И это познание творчества уважаемого профессора – также необходимый, полезный шаг на своем пути в искусстве.

Было и совершенно «свое» - крымские и болгарские пейзажи. Особенно очаровал Яну Крым. В этих восторженных работах было уже свое видение, свое впечатление, ощущение, восприятие – и соответственно, подбор своей палитры. Наверное, поэтому они и не задержались в мастерской, - разошлись по частным коллекциям, по выставкам.

Сейчас Яна Николаевна много работает. Летом на тверской «Академичке», на даче на Нерли, побывала во Ржеве, который произвел на нее огромное впечатление и своей военной историей, и сложными нынешними буднями. А зиму – дорабатывает летние этюды в мастерской. Участвует на групповых выставках, московских и всероссийских. Ее работы замечают, их хвалят.

Последние работы Яны Поклад интересны, по-моему, уже тем, что означают новый переходный этап в ее творчестве – от «чистого» пейзажа к «жанру». Прежде всего, социальному. Я считаю несомненным ее достижением картину «Интерьер в сельском клубе». Она исполнена в тверской деревне Подол. Изображен опустевший зал, здесь осталось лишь несколько стульев, неказистый стол, печка, а в углу – переходящее красное знамя, которое в прежние времена выдавалось колхозным бригадам за хорошую работу. Сейчас они никому не нужны, заброшены, уцелеют ли вообще. Говорят, что здесь будет устроен сельский музей. Наверное, знамя отдадут туда.

Интерьер простой, непритязательный, скромный. Но картина взволновала меня своим символическим смыслом. Я ощутил в этой картине пласт увядшей, но такой многозначной человеческой истории. Возвышенной, эпической и горестной, грустной. Ностальгии, скажете вы? Не только. Не все, далеко не все в этом образе ушло, исчезло навсегда и никогда больше не возвратится. Сюда придут другие люди вместо ушедших. Но, может быть, продолжат их славные, добрые человеческие деяния. Конечно, уже совершенно по-другому. Но непременно придут. И это ощущение будущего человеческого присутствия в этом опустелом помещении – главное, что выразила Яна Поклад в картине.

Как бы продолжает эту тему картина «Бал гремел», исполненная недавно в городе Ржев. Изображен полуразрушенный бывший купеческий или дворянский особняк, в котором лет двести назад устраивались городские балы, вероятно, достопамятное ржевское событие, которое навсегда здесь и запомнилось. Сколько было связано с этим домом радостей, восторгов, волнений, счастливых часов, смеха, радости, веселья! И вот сейчас он стоит в развалинах, с пустыми глазницами окон и дверей. Но особняк еще не умер. В нем еще теплится жизнь. Верю, что эта жизнь в нем разгорится. В новых условиях и руками новых людей, наших современников. Кстати, эта жизнь старого, одряхлевшего здания аукнулась неожиданным образом. На отчетную выставку «Ржевская палитра» всем понравившуюся картину … не приняли. Объяснили нежеланием гневить местное начальство – ведь выставка была задумана как торжественно-парадная. Но обещали предпринять все меры для восстановления особняка. Может, через какое-то время здесь снова загремит музыка и свершится первый в этом веке бал!?

Из последних работ Яны Поклад я обратился лишь к двум картинам, потому что считаю их поворотом в творчестве художницы. Еще потому, что они, в отличие от всех других, у нее обретают вполне ощутимый общественно-социальный голос. И, дай Бог, ему крепнуть, мужать и обретать новые краски, интонации и мотивы

- В последнее время, - говорит Яна Николаевна, - мне хочется от пейзажного восприятия действительности браться за жанровые картины, за портреты, за образы сложные, глубокие и многозначные…

Но это не только пожелания. О двух картинах этого направления я уже рассказал. Но в какой-то степени в ряд с ними я поставил бы и некоторые другие, которые увидел в мастерской. Они – также из последних. Это – «Дом Левитина», «Ворота Сысоева», «Дом Прасковьи Павловны», «Пришли с речки»… Это еще не жанр, но уже и не «чистый» пейзаж. Даже по своей стилистике, по цветовому решению, крепкому, уверенному «почерку».

Не исключаю и того, что со временем эти работы послужат материалом или образной, сюжетной основой для какого-либо живописного социально-обостренного произведения. Это уже вполне зримая предтеча к следующему творческому шагу Яны Поклад.

/Евграф Кончин/

Яндекс.Метрика