статьи

 

РУССКАЯ РОЗА - КРАПИВА. Елена Лисенкова.

Газета «Новости МСХ»  2/2013, стр. 4

 

18 января 2012 года в залах МСХ, Кузнецкий мост, 20, открылась групповая выставка московских художников В. Звягинцева, Т. Малюковой, Е. Лебедевой и Я. Поклад. Вот основная концепция этой выставки, определённая самими художниками:

«Выставка живописи «Русская роза – крапива» посвящена в основном пейзажному жанру. Многие живописные полотна - натурные, написанные на одном дыхании. География ландшафта разнообразна: пейзажи, манящие окутывающим теплом – это Крым; ностальгирующие по несбыточному – это скромный среднерусский пейзаж; будоражащие, дающие понять, что человек бессилен перед природными стихиями – это Сибирь; взгляд в прошлое и всматривание в будущее – это пейзажи пространства вымышленного, подсказанного интуицией.

Особенно выразительны пейзажи нашей средней полосы, где необыкновенный серый пронизывает всю осеннюю природу. И… как невозможно живописен палисадник, заросший крапивой!».

 

Все участники выставки - выпускники МГАХИ им. В.И. Сурикова, в разное время учились в мастерских Н.И. Андронова, П.Ф. Никонова, В.М. Сидорова. В настоящее время Виктор Звягинцев - доцент кафедры живописи и проректор по учебной и воспитательной работе Суриковского института. Екатерина Лебедева также преподаёт в МГАХИ им. В.И. Сурикова, передавая студентам знания и навыки, полученные у своих учителей. Участников выставки объединяют профессиональный базис, самодисциплина, преемственность традиций, которые являются для них основными профессионально-нравственными принципами.

 

Руководство, преподаватели Суриковского института, члены Правления МСХ, выступая на открытии, отмечали высокий профессионализм художников. Говорилось и о том, что они - продолжатели традиций московской школы живописи. Именно это, а также неповторимость творческой индивидуальности каждого, сделали выставку заметным явлением столичной художественной жизни. В целом она носила характер рабочего показа, а основным наполнением ее были натурные работы.

 

Творчество художника Виктора Звягинцева довольно близко наследию Н. Андронова с его синтезом натурных впечатлений и традиций древнерусского монументального искусства. Уже с порога зала его работы вихрем увлекали в свое внутреннее пространство. Особо хочется отметить живописные композиции в круге, вызывающие ассоциацию с пейзажами, которые видны из иллюминатора самолета. Сам художник пояснил, как он этого добивается: если попытаться охватить единым взором окружающее пространство, то оно начинает закручиваться. Для воплощения этого зрительного эффекта он использует сферическую перспективу. Художник рассказал, что он часто выбирает точку зрения сверху на ландшафт. Ущелье, камни, темное холодное море и небо – вот основа его пейзажей, представленных на этой выставке. Нет даже следа тропинок, по которым добирается до места сам художник. Или, например, камни и кусочек неба, увиденные с крутого склона перевала. От высоты кружится голова, и это ощущение очень реально. Суровые края, места поразительно безлюдные, независимо от географии места. Эстетика художников сурового стиля как будто возродилась в ее самом аскетическом варианте. Подобно тому, как непросто подняться на ту высоту, с которой написан пейзаж, так же нелегко зрителю воспринять бескомпромиссность автора. Эта задача - не из легких даже для художников такого профессионального уровня. В работах Звягинцева нет привычного солнца и тепла; серебристый, серо-голубой мир его пейзажей – это живописный портрет нашей родной земли, цветовая гамма высокого духовного накала. Возможно, что такая живопись - один из способов противостоять негативу современного  общества. Пространство, развернутое к небесам, в работах автора - путь к духовности, аскетический подвиг - участь единиц, соли земли. Взгляд либо вверх, либо оттуда, с небесных высот, на землю с того уровня, где нет мелочных забот, где все заставляет мыслить духовными категориями. Суровая живопись, профессиональная планка которой очень высока, но другая для художника Виктора Звягинцева не имеет смысла.

 

Живописец Татьяна Малюкова - художник, поражающий своей неповторимостью. В её работах нет кокетства, желания нравиться зрителю. Суровость прослеживается даже в крымских пейзажах. Название одной из работ - «Райские места» - звучит затаенной иронией, словно в насмешку над обывательскими ожиданиями определенных эмоций.

Ее пруды в Абрамцеве наполнены неярким серебристым светом как при солнечном затмении. Когда я стала просматривать эти отснятые работы на компьютере, случайно сбилась цветовая настройка, на экране они стали несколько ярче. Эффект меня поразил: работы преобразились, как будто из желудя разрастался на моих глазах могучий дуб. Но в этом и есть завораживающая суть ее работ, не сразу впускающая в свое пространство, лишь после приложения определенных усилий, особой настойки глаза. Но когда он постепенно привыкнет к их тональности, как если бы вы вошли с ярко освещенной улицы в затемненное помещение, то пейзажи и натюрморты проявятся на мониторе вашего внутреннего взора неописуемой, несказанно величественной красотой.

Помимо натурных работ выделяется серия «Потоп». Сказанное Богом изгнанному из рая Адаму «Проклята земля ради тебя» в работах Малюковой из этой серии («Потоп в городе», «Потоп в поле» и др.) звучит как предупреждение современному человеку. Исходящий от них трагизм, ощутим так же, как реальность ее этюдов. На выставке в центральном зале, кроме живописи было представлено панно «Земля и Море отдают мёртвых», выполненное в технике моллирования (рельеф из стекла). Данный объект осуществлён совместно Малюковой и художником-мастером по стеклу Алексеем Яценко. Эта работа входит в общий контекст Библейской тематики, к которой обращается в своих живописных произведениях Малюкова.

 

Художник Екатерина Лебедева является ярким представителем современной реалистической школы живописи. В её работах просматриваются традиции разных живописных направлений 20 века, от импрессионистических влияний до конструктивных построений. Она не находится во власти стиля. То или иное решение холста определяет натурное впечатление. В её работах присутствует сложная цветовая культура.

Одна из работ, написанных в Крыму - «Погибшие виноградники» - меня поразила. В ней я увидела пространство с далеким горизонтом, а над ним туча, разразившаяся дождем, но не тем, который обновляет природу, а плачем неба по уничтоженным виноградникам.

О Лебедевой можно сказать, что она - художник трагического реализма. Стоический дар и принципиальное неприятие современного социума с его диктатом рынка определяет выбор темы художника. Обыватель, привыкший к развлечениям и разглядыванию гламурных картинок, живопись Лебедевой может не воспринять, для него непривычны и непонятны тонально насыщенная цветовая гамма, жёсткое конструктивное построение и активное членение пространства.

 

Работы Яны Поклад отличаются от полотен остальных участников выставки. В них нет такого тонального напряжения, как у других авторов. Здесь преобладает цветовое, валёрное пространство. Ее пейзажи, в частности крымские - не этюды, а сочиненные по ним картины. Такой Крым несравненно более привычен для зрительского глаза: это воспоминание о празднике, который был подарком судьбы миллионам советских людей, приезжавших сюда на отдых. Подъем в пространство ее работ не предполагает «уровень, где воздух разряжен». Он на той высоте, где все еще легко и радостно дышится, где солнце согревает. Но, обратившись к своей базе данных, я просмотрела работы художников, написанные в Крыму в советское время, и обнаружила, что они существенно иные. Крымские пейзажи Яны Поклад, я бы сказала, более воспоминание о Крыме, мечта, или медитация, или даже сон о нем, это подъем на высоту, откуда различимы все тропинки. Однако, это уже не те проторенные пути, по которым мы шли когда-то с рюкзаком.

В отличие от работ других участников у нее — видимое отсутствие драматизма. Художник раскован в мастерстве. Она не устала от мотива, повторяет его, выявляя разные тональности, изменяя цветовой диапазон. В своих полотнах Поклад идет через более привычный для нас образ. В то же время в ее работах есть то общее, что присуще всем участникам этой выставки: они анализируют сущность этого мира, а не его бытовую сторону. И сам пейзаж, и все наполняющие его образы — медитативные, что требует от зрителя усилий для закрепления его в памяти, для сохранения его цельности, для тренировки души в способности созерцать. Они учат бескорыстному отношению к миру, который в работах Яны Поклад прекрасен и целен.

 

В заключение хочется поблагодарить Суриковский институт – цитадель образного мышления, профессиональной культуры, традиций реализма, в стенах которого воспитываются художники, для которых тема современной России находит одно из наиболее глубоких и правдивых ее воплощений и Московский Союз художников, один из немногих, кто поддерживает современных живописцев.

 

Яндекс.Метрика